Речь

Речь - процесс общения людей посредством языка; часто рассматривается как особый вид деятельности.

Речевая деятельность человека теснейшим образом связана со всеми сторонами человеческого сознания. Речь - одна из важнейших факторов психического развития человека, формирования его как личности. Под влиянием речи формируется сознание и самосознание, взгляды, убеждения, интеллектуальные, моральные и эстетические чувства, формируется воля и характер. Все психические процессы с помощью речи становятся произвольными, управляемыми.

Свойства речи

  1. Содержательность - характеризуется объемом выраженных в ней мыслей, обеспечивается подготовленностью говорящего.
  2. Понятность - обусловлена в основном объемом знаний слушателей, обеспечивается избирательным отбором материала, доступного слушателям.
  3. Выразительность - связана с эмоциональной насыщенностью, обеспечивается интонацией, акцентом.
  4. Действенность - определяется влиянием на мысли, чувства, поведение, обеспечивается учетом индивидуальных особенностей слушателей.

 Функции речи

В общении: коммуникация, экспрессия.

В мышлении: сигнализация, обобщение.

Виды речи

  • Внешняя - общение между людьми при помощи разговора или различных технических устройств.
    1. Устная - протекает в меняющихся условиях. Отличается сокращенным количеством слоев и простотой грамматической конструкции.
      • Диалогическая - речь, при которой активны в равной степени все ее участники. Возникает как ответ на вопрос, не требует специальной подготовки.
      • Монологическая - развернутая и связанная речь. Предъявляет высокие требования к говорящему (доклад, лекция). Требует тщательного отбора слов, оборотов.
    2. Письменная - имеет очень четкий замысел. Сложная смысловая программа. Нет никаких внеязыковых средств, только логика языка. Предъявляет повышенные требования к мыслительной деятельности.
    3. Аффективная - не несет замысла, очень проста, ограничена: "Ох!", "Ах!".
  • Внутренняя - направлена на себя. Носит свернутый, сокращенный характер.

Методики для практических заданий

  1. Методика "Назови слова".
  2. Методика "Выяснение пассивного словарного запаса"
  3. Методика "Определение понятий"