Предмет, задачи, принципы педагогической психологии

Предметом педагогической психологии(ПП) являются факты, механизмы, закономерности освоения социокультурного опыта человеком и вызываемые этим процессом освоения изменения в уровне интеллектуального и личностного развития человека (ребенка) как субъекта учебной деятельности, организуемой и управляемой педагогом в разных условиях образовательного процесса. 

Задачи:

1) раскрытие механизмов и закономерностей обучающего и воспитывающего воздействия на интеллектуальное и личностное развитие обучаемого;

2)определение механизмов и закономерностей освоения обучающимся социокультурного опыта;

3) определение связи между уровнем интеллектуального и личностного развития обучаемого и формами, методами обучающего и воспитывающего воздействи;

4) определение особенностей организации и управления учебной деятельностью обучаемых и влияние этих процессов на интеллектуальное, личностное развитие и учебно-познавательную активность;

5) изучение психологических основ деятельности педагога;

6) определение фактов, механизмов, закономерностей развивающего обучения, в частности развития научного, теоретического мышления.

Традиционно ПП рассматривается в составе трех разделов: психологии обучения, психологии воспитания, психологии учителя.

История возникновения науки, ее современое состояние:

Пед псих в к. 19в начала оформ-ся как самост-я наука. Весь путь станов-я и развития м/б представ-н тремя большими периодами.(этапами):

1. Первый этап- с сер 17в и до к 19в – общедидактический -  этот период представлен именами Я.А. Каменского ,Ж-Ж Руссо, , Ушинского, . круг проблем , кот они рассматривали: связь развития, обучения и воспитания; творческая активность ученика, способности ребенка и их развитие, роль личности учителя, Большую роль в становлении пед-псих. сыграла работа Ушинского « Человек как предмет воспитания». Ребенок стоит в центре воспитания и обучения ведущую роль отдается воспитанию. Огромен вклад в разработку основ пед .псих. самого Каптерева. Само понятие пед.псих. вошло в научный оборот с появлением в 1877г книги Каптерева « Педагогическая психология».

2. второй этап длился с к 19 до середины 20в. Пед.псих. начала оформлятся в самостаятельную отрасль. Особое значение имеет, работы Гальперина тестовая психология, психодиагностика, а так же благодаря исследованиям Бине, Анри, Симона и Кэттела. Данный этап характерезуется формированием особого психолого-педгогического направления- педологии (Мейман, Басов, Блонский).

Научная рефлексия образовательного процесса началась на 3-м этапе –с 50-х гг. основанием служит создание целого ряда собственно психологических теорий обучения, т.е. разработка теоретических основ пед. псих.. Так Скиннер выдвинул идею программного обучения. Окунь, Махмутов построили целую систему проблемного обучения.

Основные методы: наблюдение, беседа, анкетирование, эксперимент, анализ продуктов деятельности (творчества), тестирование, социометрия и др. В ПП используются преимущественно эмпирические методы. Наблюдение — основной эмпирический метод целенаправленного систематического изучения человека. На основе наблюдения может быть дана экспертная оценка. Результаты наблюдения фиксируются в специальных протоколах. Протокольные данные подвергаются качественной и количественной обработке. Беседа —  эмпирический метод получения сведений (информации) о человеке в общении с ним, в результате его ответов на целенаправленные вопросы. Анкетирование —  метод получения информации на основании ответов на специально подготовленные, отвечающие основной задаче исследования