Психологические критерии профессионализма

Прежде всего необходимо подчеркнуть, что профессионализм человека - это не только достижение им высоких профессиональных результатов, не только производительность труда, но непременно и наличие психологических компонентов - внутреннего отношения человека к труду, состояние его психологических качеств. Для описания профессионализма надо использовать не один, а группы критериев:

- объективные критерии: насколько человек соответствует требованиям профессии, вносит ощутимый вклад в практическую деятельность.

-  субъективные критерии: насколько профессия соответствует требованиям человека, его мотивам, склонностям, насколько человек удовлетворен трудом в профессии. Например, в труде педагога - психолога субъективным критерием профессионализма может быть устойчивая профессионально - психологическая направленность, понимание значимости профессии, ее ценностных ориентацией, совокупность необходимых профессионально - психологических качеств личности, позитивное отношение к себе как к профессионалу, отсутствие личностных деформаций. Таким образом, психолога - профессионала характеризует сочетание достаточно высокой успешности труда и внутреннего желания оставаться в профессии.

-    результативные критерии: достигает ли человек желаемых сегодня обществом результатов в своем труде.

-  процессуальные критерии: использует ли человек при достижении своих результатов социально приемлемые способы, приемы, технологии. Например, в труде педагога - психолога, имеющего дело с психикой другого человека, особенно велика роль процессуальных критериев. К процессуальным критериям отнесем все, что характеризует психологический процесс его труда - как работал психолог, какие использовал профессиональные знания и умения, приемы, техники, технологии, а также какие в процессе труда использовал личные психологические качества (например, психологическое мышление, эмпатию, терпимость к непохожести другого человека и т.д.). нормативные критерии: усвоил ли человек нормы, правила, эталоны профессии и умеет ли воспроизводить высокие эталоны профессии на уровне мастерства, индивидуально - вариативные критерии: стремится ли человек индивидуализировать свой труд, самореализовать в нем свои личные потребности, проявить в труде свою самобытность, развивать себя средствами профессии. Так, в практическом психологе сегодня как никогда ценят самобытность, индивидуальность, неповторимость, наличие индивидуального стиля, оригинальность взгляда на окружающую действительность. Индивидуальность психолога, как правило, складывается не случайно, а в результате упорной работы над собой, умения диагностировать себя, определять свои сильные и слабые стороны, критерии наличного уровня: достиг ли человек сегодня достаточно высокого уровня профессионализма - профессионально необходимых качеств, умений, знаний. Психолог, как и всякий специалист, имеет наличный, актуальный уровень профессионального развития: это те результаты, которые на сегодняшний день он получает в работе с клиентами, это те личностные ресурсы, которые он для этого применяет, - знания, умения, качества личности, прогностические критерии: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, зону своего ближайшего профессионального развития.

-    критерии профессиональной обучаемости: готов ли человек к принятию профессионального опыта других людей. Так, психолог может быть открыт для профессионального обучения, впитывает все новое, что накоплено в профессии. Закрытость для развития («нас этому не учили в вузе») - признак низкого профессионализма.

-  творческие критерии: стремится ли человек выйти за пределы своей профессии, преобразовать ее опыт, обогатить профессию своим личным творческим вкладом. Для психолога важно иметь творческую направленность и, чрезмерно не преклоняясь перед опытом других, смело предлагать свои находки. Сочетание профессиональной открытости, обучаемости и самостоятельных творческих поисков важно для характеристики профессионализма.

-  критерии социальной активности и конкурентноспособности профессии в обществе: умеет ли человек заинтересовать общество результатами своего труда, привлекать внимание к насущным потребностям профессии при внутреннем профессиональном локусе контроля, когда причины низкой эффективности профессии человек ищет внутри, в рамках самой профессии. Так, педагогу - психологу сегодня важно убедить общество (органы образования, семью и т.д.) в значимости результатов своего труда, уметь вступить в конкурентные отношения на рынке услуг, показывая преимущества своих форм и методов работы.

- критерии профессиональной приверженности: умеет ли человек соблюдать честь и достоинство профессии, видеть ее специфический неповторимый вклад в общество.

Итак, профессионал - это специалист, овладевший высокими уровнями профессиональной деятельности, сознательно изменяющий и развивающий себя в ходе осуществления труда, вносящий свой индивидуальный творческий вклад в профессию, нашедший свою индивидуальное предназначение, стимулирующий в обществе интерес к результатам своей профессиональной деятельности и повышающий престиж своей профессии в обществе.

Слово «профессионализм» используется в разных смыслах. Когда говорят «эта работа требует профессионализма», имеются по сути дела ввиду нормативные требования профессии к личности человека. Здесь профессионализм - это совокупность, набор личностных характеристик человека, необходимых для успешного выполнения труда. Такое понимание условно называют «нормативным профессионализмом». В другом смысле употребляется это слово, когда говорят «этому человеку присущ профессионализм». Здесь речь идет о том, что человек обладает этим необходимым нормативным набором психических качеств, и профессионализм становится внутренней характеристикой личности человека. Такое понимание означает «реальный профессионализм» конкретного человека.

А. К. Маркова выделяет две стороны профессионализма.

1. состояние мотивационной сферы профессиональной деятельности человека (какие мотивы побуждают человека, какой смысл имеет в его жизни профессиональная деятельность, какие цели он лично стремится достичь, насколько он удовлетворен трудом и т.д.);

2. состояние операциональной сферы профессиональной деятельности человека (как, какими приемами он достигает поставленных целей, какие технологии использует, какие средства - знания, мыслительные операции, способности применяет).

Если мотивационная сфера профессиональной деятельности создает у человека готовность к деятельности, поддерживает интерес к ней в ходе выполнения, то операциональная сфера осуществляет ее исполнительную часть, обеспечивает получение необходимого результата. Характер мотивационной сферы раскрывает то, ради чего человек действует, к чему он готов, а операциональная сфера указывает на то, как действует человек (от простых исполнительных действий до сложных мыслительных и творческих актов) для реализации своих мотивов. Операциональная сфера - это те средства, которые использует человек (его трудовые действия, приемы профессионального мышления и др.), и те ресурсы, которые человек вкладывает (профессиональное сознание, профессиональные способности и т.д.) для воплощения имеющихся мотивов. Операциональная сфера профессионала включает его профессионально важные качества, без которых невозможно успешное осуществление практической деятельности.