2.Дифференциальная диагностика имеет целью определить тип или категорию нарушения и соответствующие особенностям и возможностям ребенка вид и программу образовательного учреждения. Более узкой, но не менее важной целью является отграничение сходных состояний при различных нарушениях, уточнение клинического, психолого-педагогического, функционального диагноза. Ведущая роль на этом этапе принадлежит психолого-медико-педагогическим консультациям — ПМПК. Некоторые авторы разделяют углубленную и дифференциальную диагностику.
3.Феноменологическая диагностика (или углубленное психолого-педагогическое изучение) призвана выявить индивидуальные особенности ребенка в его познавательной деятельности, работоспособности, эмоционально-волевой и личностной сферах и т.д., т.е. всего того, что должно учитываться при организации индивилуальной коррекционно-развивающей работы с ним. На данном этапе большое значение имеет деятельность ПМПК образовательных учреждений, в том числе специальных.
4.Динамическое обследование позволяет прослеживать динамику развитая, эффективность обучения, развивающих и/или коррекционных мероприятий.
5.Итоговая диагностика призвана оценить состояние ребенка «на выходе», в конце определенного этапа его обучения или цикла коррекционной работы.
Каждая из форм диагностики обладает СВОИМИ свойствами, технологиями и набором инструментальных средств - методик и тестов.
Основные принципы и методы специальной психологии и дефектологии:
-Наблюдение (в естественных условиях).
-Обследование или беседа.
-Эксперимент (естественный и лабораторный).
-Анализ результатов деятельности аномальных детей -письменных работ, рисунков, поделок.
-Социологические и психологические методы исследования: анкетирование, исследование социальной адаптации и уровня притязаний личности; социометрия и другие.