Переход подростка из школы в ВУЗ

20101005Для многих подростков, заканчивающих 10-11 лет обучения в стенах школы и переход в ВУЗ, захватывающее время. Юноши и девушки имеют тенденцию рассматривать это как окончание своей юности и начало своей взрослой жизни.

Это - наконец ожидаемая свобода без правил и ограничений, установленных родителями и учителями. Многие молодые люди с нетерпением ждут этого «чудесного» времени – и с радостью встречают его. Однако, как родителям так и студенту следует помнить, о том что эта автономия приносит в месте с собой ответственность, ведь теперь контроль жизни лежит на плечах «нового взрослого».

Живя вдалеке от родного дома, студенты обязаны принимать значительно больше решений, чем ранее, когда они находились «во власти контроля» своих родителей. Если, например, они теперь захотят пропустить пару в ВУЗе, чтобы “выспаться”, они будут отвечать только перед собой. Они теперь смогут испытать реальные последствия своих поступков. И хорошо если последствие будет только в том, например, что тем самым не смогут передать тетрадку другому студенту, и цена, которую они за это заплатят, будет минимальна и практически безопасна. А что если последствие – будут более критичны для юноши или девушку, так, например, неумение управлять своим бюджетом и как следствие «пустой счет в банке», или отчисление из-за пропусков. С каждым независимым решением подросток изучает то, что и не мог бы изучить в «лоне родительской любви». Несомненно, что все это способствует зрелости и «научением» на взрослую жизнь. Главное чтобы цена, которая будет заплачена за все эти события, была ниже умственных/эмоциональных потрясений, связанных с умением принимать правильных самостоятельных решений. Это может особенно тяжело даваться студентам, которые жили относительно “защищенной жизнью” с ограниченной самостоятельностью в школьные годы.

Стоит так же отметить что такая обособленная жизнь для подростка, может сильно выражаться на его психологической сфере. В течение буквально нескольких месяцев после поступления, дети, которые ранее были счастливыми, спокойными, доброжелательными могут стать конфликтными, раздражительными, замкнутыми. И естественно что родители не могут понять что же случилось с их чадом. И как следствие многие родители начинают приписывать такому поведению своих детей — психологическое расстройство, либо крайне негативное влияние окружающих (соседей по комнате, общежитию). И как, правило, чтобы подтвердить свои догадки родители приезжают, чтобы изучить, как и где живут дети, а в ответ на это еще большее напряжение и не осознанную попытку еще больше изолироваться и замкнуться со стороны детей по отношению к своим родителям.

Превентивная беседа может быть полезной и для подростка и для родителя. Прежде всего нужно осознать, что наступающий отъезд будет трудным, для обеих сторон и принятие этого может уменьшить те негативные проявления, которое могли бы появиться после отъезда. Надо учитывать ту независимость и ответственность за свою жизнь, которую получит юноша или девушка после отъезда в ВУЗ, поэтому можно порекомендовать уже в выпускном классе предоставлять большую независимость подростку. Поддержка и любовь должны быть устно признаны, помимо реального воплощения этих чувств в действительности, особенно если у подростка есть какие-нибудь сложности взаимоотношениях со сверстниками или проблемы в учебе. Конечно, со стороны может быть похоже что дети совершенно не слушают вас, но знайте, что они услышали вас и им действительно дороги эти слова.

Возможно также будет очень полезно назначить даты телефонных разговоров с вашими детьми, после того как они добираются до ВУЗа, таким образом они будут с нетерпением ждать и готовиться к вашему следующему контакту. Ведь без подобного списка новоиспеченные студенты могут чувствовать себя изолированными, переживать о том когда они получат известие от вас снова или вы можете «потребовать их внимание» в неудобное для них время. Запланированный приезд домой и посещение ваших детей на «чужбине» может также благотворно сказаться на общем самочувствие.

В заключение стоит отметить что с каждым новым шагом связанным с нашим «возрастом» присутствует некая боль. И родитель и ребенок вовлечены в этот круговорот и родитель как личность которая уже сделало когда шаг во взрослость, должен помочь и своему ребенку сделать шаг от юности к взрослой жизни. Цель состоит в том, чтобы подготовить подростка к переходу во взрослую жизнь с минимальным негативным последствиями и «убийством нервных клеток» для всех Вас.