Сайт находиться в процессе обновления, узнать подробности >>>

Рекомендации для первого посещения психолога.

Будьте готовы к следующей встрече.

Посмотреть >>

Свежие публикации

Расслабление, как основа медитации, духовных и эзотерических практик.

"Если ничего не ждать заранее, не предвосхищать и не опасаться, то в некотором смысле будущего нет, значит нет неожиданностей и разочарований. Возможно всё. Это "идеальное" ожидание, оно созерцательно, не требовательно нет никаких определённых событий и прогнозов."

А. Маслоу

Подробнее...

Что сказать противнику вакцинации?

Люди, с нетерпением ожидавших вакцину COVID-19, получили ее раньше прогнозируемого срока (в начале 2020 года, первую вакцину ожидали не ранее середины 2021 года). Вакцина появилась раньше и теперь они не только смогут защитить себя от болезни, но и сыграть свою роль в выработке группового иммунитета.

Подробнее...

Секс до брака или воздержание?

Одна пара ждет, пока отношения созреют, и только затем позволяют себе секс. Другая — и сегодня это бывает значительно чаще — прежде всего исследует свою сексуальную совместимость и лишь потом строит долгосрочные планы. А есть ли связь между этими паттернами поведения и качеством последующих супружеских отношений?

Подробнее...

Влияние конструктора на развитие ребенка

интернет магазин leoboom.comLego (Лего) - самый популярный конструктор в мире. Что же принесло ему такую популярность и почему он так нравится родителям. В данной статье мы рассмотрим влияние конструктора на развитие ребенка.

Подробнее...

Конфликт на работе. Пути решения.

konfliktВы избегаете вашего коллегу (сослуживца, однокашника друга по школе, с которым вы проводили много времени раньше, вместе обедали и гуляли. Вместо доброжелательного общения и шуток, которыми сопровождалась ваша дружба раньше, стали грубоватые, короткие фразы и прохладные взгляды.

Подробнее...

Что лучше не говорить девушки.

statiiОчень хорошо, что люди не умеют читать мысли, иначе наша жизнь была бы гораздо сложнее. Часто в нашем подсознании промелькают мысли, о существовании которых желательно никому не знать. Ведь настроение человека изменчиво, еще минуту назад мы думали одно, и вот уже совершенно другое слетает с языка. Во взрослой и самостоятельной жизни важно уметь контролировать огромный поток мыслей, потому что опрометчиво сказанное слово может навредить вашему служебному положению, обидеть друга, а еще хуже, если вы обидите свою девушку.

Подробнее...

Основы профилактики наркомании.

Беда всех теорий профилактики наркоманий в их рано или поздно об­наруживающейся несостоятельности. Эта несостоятельность, прежде всего, связана с постоянно изменяющимися социально-психологическими явления­ми и процессами в обществе. Но всё - таки среди них обнаруживаются неко­торые позиции, которые являются более или менее универсальными, более или менее долгосрочными с точки зрения того, что их следует учитывать в организации профилактической активности. Одна из теорий, получивших мировое признание с точки зрения адекватности многим международным профилактическим стратегиям, - теория социального научения А. Бандуры. Она даёт возможность осознать тот факт, что многие формы поведения человека являются результатом его взаимодействия с социальной средой. В связи с этим профилактику наркоманий можно рассмотреть как работу с по­ведением людей, в широком смысле — с поведением популяции, и при этом мы имеем в виду, что поведение — это всегда ответ, результат тех воздейст­вий, которые оказывает на человека социальная среда. На основе этой тео­рии, а также теории стресса Г. Селье было разработана интегративная модель стресса и копинга Р.Лазаруса. Эта модель определяет поведение челове­ка не просто как механических ответ на воздействие среды, а как сложное социально-психологическое образование, некий опыт, через который пре­ломляются требования социальной среды. В результате этого опыта форми­руются те или иные формы поведения. Из чего же состоит этот опыт? Он со­стоит из определённых личностных и средовых ресурсов и поведенческих стратегий. К ресурсам относятся: представление человека о себе, его Я- концепция; умение контролировать свою жизнь, своё поведение, брать за это ответственность на себя - интернальный локус контроля; умение общаться с окружающими и знания о социальной действительности - определённая со­циальная компетентность; умение быть эмоциональным, сопереживать ок­ружающим в процессе общения, «проживать вместе с ними» какой- то отре­зок жизни и таким образом накапливать свой собственный опыт - Эмпатия; умение общаться с людьми, желание и стремление быть с ними вместе - Аффилиация. К ресурсам также относятся и такие элементы личностной зрело­сти как своя, собственная позиция по отношению к жизни, смерти, любви, одиночеству, вере, духовности; ценностные ориентации и мотивационная структура личности. Помимо ресурсов личности человек обладает и ресурса­ми социальной среды, которые также определяют его поведение. Эта со­циальная сеть, то окружение, в котором живёт человек. Эта система социаль­ной поддержки может существовать на уровне мирового сообщества, госу­дарства, конкретного города, района, конкретной школы, где учится ребёнок или ВУЗа, на уровне конкретной семьи, друзей и т.д. Но помимо наличия этой системы, необходимо, чтобы социальная поддержка реально оказыва­лась, воспринималась, и чтобы человек умел её запрашивать, находить. Всё это в целом называется социально-поддерживающим процессом. Социально- поддерживающий процесс также является ресурсом человеческого поведе­ния. Стало быть, для того, чтобы мы могли рассчитывать на достаточно адаптивное поведение детей, подростков и молодёжи, у них должен быть развит высокий уровень личностных и социальных ресурсов. Этого добиться не просто, ко возможно, используя определённые профилактические обу­чающие программы, основанные на системе обучения здоровому поведению.

Очевидно, что современная модель профилактики наркоманий должна строиться на понимании того факта, что подрастающее поколение не приспо­соблено к современным условиям постоянно меняющейся стрессогенной со­циальной действительности, что взрослые люди, не имея определённых зна­ний и навыков, не в состоянии обучить детей тем поведенческим моделям, которые понадобятся в жизни. Мы не можем сказать, что наша поведенче­ская модель будет гарантировать нашим детям успех и здоровье завтра, по­тому что мы не знаем, какие требования представит им социальная среда. Это невозможно прогнозировать. Так устроен мир, такова ситуация, такова жизнь. Поэтому мы можем просто констатировать тот факт, что мы и наши дети находимся под интенсивным воздействием социального стресса, требо­ваний среды. При этом совершенно очевидно, что невозможно нам просто сидеть и ждать, когда эта стрессовая ситуация закончится. В этой ситуации у психологически не просвещённого населения происходит хаотический поиск наиболее простой модели поведения. При этом часто выбираются самораз­рушающие пути совладания со стрессом - употребление алкоголя, наркоти­ков, других психоактивных веществ. В связи с этим наиболее эффективным путём профилактической активности является путь формирования стрессо­устойчивого жизненного стиля.

В соответствии с классификацией Всемирной Организации Здраво­охранения профилактика делится на первичную, вторичную и третичную.

Первичная профилактика

Первичная профилактика является неспецифической и наиболее массовой. Её контингент включает общую популяцию детей, подростков и молодёжи, а целью является формирование активного, адаптивного, высоко функционального жизненного стиля, направленного на продвижение к здо­ровью, уменьшение числа лиц, имеющих биологические, психологические и социальные факторы риска формирования адцикции, развитие невосприим­чивости к дисфункциональным паттернам наркоманического поведения. Первичная профилактика является наиболее эффективной, поскольку полно­стью стремится избежать патологических исходов, уменьшить число лиц, у которых может быть начат патогенетический процесс. Усилия первичной профилактики меняют одни развивающиеся формы поведения на другие и направлены не столько на предупреждение болезни, сколько на формирова­ние здорового поведения.

Первичная профилактика имеет следующие задачи:

Совершенствование, повышение эффективности используемых ребён­ком или подростком активных, конструктивных поведенческих стратегий;

Увеличение потенциала личностно-средовых ресурсов (формирование позитивной, устойчивой Я-концепции, повышение эффективности функцио­нирования социально-поддерживающих сетей, развитие эмпатии, аффилиа- ции, внутреннего контроля собственного поведения и т.д.)

Основными способами реализации задач первичной профилактики яв­ляется обучение здоровому поведению: осознание, развитие и тренировка определённых умений справляться с требованиями социальной среды, управ­лять своим поведением, а также оказание детям и подросткам психологиче­ской и социальной поддержки адекватными поддерживающими системами и структурами.

Выполнение задач первичной профилактики должно осуществляться специ­ально обученными в области профилактики психологами, медицинскими и социальными психологами и педагогами.

Вторичная профилактика

Вторичная профилактика у детей, подростков и молодёжи включает в себя как социально-психологические, так и медицинские мероприятия не­специфического характера. Её контингентом являются дети и подростки с поведением риска (аддиктивное поведение, уходы из школы и дома, безнад­зорные дети, дети и подростки, проявляющие другие формы отклоняющегося и асоциального поведения, либо находящиеся в социальной ситуации, прово­цирующей наркотизацию).

По своей направленности на контингенты риска вторичная профилак­тика является массовой, оставаясь индивидуальной в отношении конкретного ребёнка или подростка. Проводимые в рамках вторичной профилактики ме­роприятия ведут к уменьшению числа лиц с наркоманией в популяции путём вмешательства на ранних донозологических этапах её развития. Целью вто­ричной профилактики является изменение малоадаптивного дисфункцио­нального поведения риска на адаптивную форму, прерывание эволюции па­тогенетического процесса.

Вторичная профилактика имеет следующие задачи:

Развитие активных стратегий проблем-преодолевающего поведения;

Повышение потенциала личностно-средовых ресурсов;

Профилактическое воздействие социальных сетей, которое включает в себя создание разнообразных профилактических программ, имеющих целью совершенствование естественных сетей (семья) и создание искусственных (группы социальной и психологической поддержки, приюты, медико-психологические центры и программы поддержки, анонимные сообщества).

Выполнение программ вторичной профилактики должно осуществ­ляться специально обученными профессионалами - психотерапевтами, пси­хологами, педагогами и сетью непрофессионалов - членов групп само- и взаимопомощи, консультантами. Эффект от программ вторичной профилактики более быстрый, но менее универсальный и действенный, чем от первич­ной.

Третичная профилактика

Третичная профилактика наркоманий среди детей, подростков и молодёжи является преимущественно медико-социальной, индивидуальной и направленной на предупреждение перехода сформированного заболевания в его более тяжёлую форму, последствий в виде стойкой дезадаптации.

Целью третичной профилактики является максимальное увеличение срока ремиссий. При проведении третичной профилактики резко возрастает роль профессионалов – психотерапевтов, терапевтов и психологов, а также непрофессионалов – консультантов, членов социально-поддерживающих групп и сообществ.

Концепция профилактики наркоманий среди детей, подростков и молодёжи базируется на следующих понятиях

  • Понятие превентивного пространства
  • Понятие преодолевающего поведения
  • Понятие реабилитационного пространства

Понятие превентивного пространства

Понятие превентивного пространства включает в себя понимание того, что первичная, вторичная и третичная профилактика наркоманий являются компонентами единой профилактической цепи и не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Разделение контингентов здоровых, групп риска и злоупотребляющих наркотиками на практике достаточно условно.

Профилактика употребления психоактивных веществ не может рас­сматриваться изолированно от профилактики других нарушенных форм по­ведения, так как наркотизация является лишь одним из проявлений единого комплекса психосоциальной дезадаптации, представляющего собой широкий спектр поведения риска.

Поведение риска или отклоняющееся поведение является результатом неадекватных, дезадаптивных поведенческих форм, проявляющихся в детско-подростковом и молодом возрасте и имеющих целью самоактуализацию личности, проявление поиска независимости, отстаивание персонального пространства и личностных границ, поиск социальной и психологической поддержки, потребность включения в референтную группу сверстников и т.д. В связи с этим профилактика должна предусматривать, прежде всего, систе­му развития здоровых, адаптивных форм поведения, направленных на реше­ние возрастных психологических и социальных задач. В основе профилакти­ки должно лежать не пресечение основных направлений развития ребёнка и подростка, а изменение его поведения на более эффективную форму, выра­ботка здорового поведенческого и жизненного стиля.

Понятие преодолевающего поведения

Понятие преодолевающего поведения включает в себя понимание того, что поведение человека, его жизненный стиль являются результатом форми­рующего взаимодействия ресурсов личности и социальной среды, с требова­ниями которой личность пытается справиться. В связи с этим профилактика, ставящая целью развитие здоровых социально адаптивных и эффективных форм поведения, должна быть направлена на развитие личностных ресурсов, поведенческих стратегий и социально-поддерживающих сетей.

Понятие реабилитационного пространства

Понятие реабилитационного пространства означает территориальную систему ведомств, служб, общественных инициатив, осуществляющих во взаимодействии с населением поиск, организацию, профилактическую и реа­билитационную активность среди несовершеннолетних.

Основные стратегии действий по предупреждению наркомании среди детей, подростков и молодёжи.