Свежие публикации
Расслабление, как основа медитации, духовных и эзотерических практик.
"Если ничего не ждать заранее, не предвосхищать и не опасаться, то в некотором смысле будущего нет, значит нет неожиданностей и разочарований. Возможно всё. Это "идеальное" ожидание, оно созерцательно, не требовательно нет никаких определённых событий и прогнозов."
А. Маслоу
Подробнее...Что сказать противнику вакцинации?
Люди, с нетерпением ожидавших вакцину COVID-19, получили ее раньше прогнозируемого срока (в начале 2020 года, первую вакцину ожидали не ранее середины 2021 года). Вакцина появилась раньше и теперь они не только смогут защитить себя от болезни, но и сыграть свою роль в выработке группового иммунитета.
Подробнее...Секс до брака или воздержание?
Одна пара ждет, пока отношения созреют, и только затем позволяют себе секс. Другая — и сегодня это бывает значительно чаще — прежде всего исследует свою сексуальную совместимость и лишь потом строит долгосрочные планы. А есть ли связь между этими паттернами поведения и качеством последующих супружеских отношений?
Подробнее...Влияние конструктора на развитие ребенка
Lego (Лего) - самый популярный конструктор в мире. Что же принесло ему такую популярность и почему он так нравится родителям. В данной статье мы рассмотрим влияние конструктора на развитие ребенка.
Подробнее...Конфликт на работе. Пути решения.
Вы избегаете вашего коллегу (сослуживца, однокашника друга по школе, с которым вы проводили много времени раньше, вместе обедали и гуляли. Вместо доброжелательного общения и шуток, которыми сопровождалась ваша дружба раньше, стали грубоватые, короткие фразы и прохладные взгляды.
Подробнее...Что лучше не говорить девушки.
Очень хорошо, что люди не умеют читать мысли, иначе наша жизнь была бы гораздо сложнее. Часто в нашем подсознании промелькают мысли, о существовании которых желательно никому не знать. Ведь настроение человека изменчиво, еще минуту назад мы думали одно, и вот уже совершенно другое слетает с языка. Во взрослой и самостоятельной жизни важно уметь контролировать огромный поток мыслей, потому что опрометчиво сказанное слово может навредить вашему служебному положению, обидеть друга, а еще хуже, если вы обидите свою девушку.
Подробнее...Контекст как общепсихологическая категория
Термин «контекст» заимствован психологией из языкознания, где понимается как лингвистическое окружение определённой языковой единицы. В широком понимании «тест» — это любая семиотически организованная последовательность знаков, поэтому данный термин можно использовать в любой сфере — естественный язык, обряд, произведение искусства, обучение и т.д. Потенциальным тестом является и человеческий поступок, который может быть понят как таковой, а не как физическое действие, только в диалогическом контексте своего времени как реплика, смысловая позиция, система мотивов (М.М. Бахтин). Контекст даёт правила, по которым строится перцептивный мир, создает целостную картину мира в виде схемы апперцепции, где восприятие предмета и его свойств зависит от прошлого опыта, актуальной ситуации, индивидуальных особенностей человека. Субъективная картина мира складывается из свойств вещей в их отношениях к нему и друг другу, поэтому одной из форм изменения картины мира субъекта является изменение отношения субъекта к объекту. Движение смысла от встречи с объектом до коррекции образа мира, по Е.Ю. Артемьевой, есть осознание его «старого смысла» — актуализация смысла; настройка сенсорных систем на вычерпывание определённого, актуализированного смыслом типа информации (здесь выделяются частные смыслы объекта, которые затем переформируются в новый смысл объекта); принимается решение, — является ли «новый» смысл конфликтным по отношению к ядерной системе смыслов, и в случае неадекватности «старого» смысла перестраивается сама ядерная структура. К истолкованию и пониманию новых событий привлекается весь объём прошлого опыта. Почти всё, с чем сталкивается взрослый человек, может быть как-то соотнесено с тем, что уже знакомо ему по прошлому опыту. И если новая информация находится в противоречии с его опытом, его понятийная структура противится пересмотру.
Применительно к субъекту можно говорить о личностном контексте как внутренней целостности в его отношениях с внешним миром, опосредованных прошлым опытом. В эту целостность влияют только те внешние причины, которые «действуют через внутренние условия» (C.Л. Рубинштейн).
Таким образом, контекст можно определить как систему внутренних и внешних факторов и условий поведения и деятельности человека, влияющих на особенности восприятия, понимания и преобразования им конкретной ситуации, определяющих смысл и значение этой ситуации как целого и входящих в него компонентов. Внутренний контекст — это система уникальных для каждого психофизиологических, психологических и личностных особенностей и состояний, установок, отношений, знаний и опыта; внешний контекст — система предметных, социальных, социокультурных, пространственно-временных и иных характеристик ситуации действия, поступка, самой жизни человека. Интеграция множества смыслообразующих контекстов в его психике, сознании, мышлении, поведении и деятельности создаёт неповторимый для каждого человека образ мира и себя в нём, выступает механизмом порождения разнообразия человеческих индивидуальностей в процессах жизнь, профессиональной деятельности и образования.