Сайт находиться в процессе обновления, узнать подробности >>>

Рекомендации для первого посещения психолога.

Будьте готовы к следующей встрече.

Посмотреть >>

Свежие публикации

Расслабление, как основа медитации, духовных и эзотерических практик.

"Если ничего не ждать заранее, не предвосхищать и не опасаться, то в некотором смысле будущего нет, значит нет неожиданностей и разочарований. Возможно всё. Это "идеальное" ожидание, оно созерцательно, не требовательно нет никаких определённых событий и прогнозов."

А. Маслоу

Подробнее...

Что сказать противнику вакцинации?

Люди, с нетерпением ожидавших вакцину COVID-19, получили ее раньше прогнозируемого срока (в начале 2020 года, первую вакцину ожидали не ранее середины 2021 года). Вакцина появилась раньше и теперь они не только смогут защитить себя от болезни, но и сыграть свою роль в выработке группового иммунитета.

Подробнее...

Секс до брака или воздержание?

Одна пара ждет, пока отношения созреют, и только затем позволяют себе секс. Другая — и сегодня это бывает значительно чаще — прежде всего исследует свою сексуальную совместимость и лишь потом строит долгосрочные планы. А есть ли связь между этими паттернами поведения и качеством последующих супружеских отношений?

Подробнее...

Влияние конструктора на развитие ребенка

интернет магазин leoboom.comLego (Лего) - самый популярный конструктор в мире. Что же принесло ему такую популярность и почему он так нравится родителям. В данной статье мы рассмотрим влияние конструктора на развитие ребенка.

Подробнее...

Конфликт на работе. Пути решения.

konfliktВы избегаете вашего коллегу (сослуживца, однокашника друга по школе, с которым вы проводили много времени раньше, вместе обедали и гуляли. Вместо доброжелательного общения и шуток, которыми сопровождалась ваша дружба раньше, стали грубоватые, короткие фразы и прохладные взгляды.

Подробнее...

Что лучше не говорить девушки.

statiiОчень хорошо, что люди не умеют читать мысли, иначе наша жизнь была бы гораздо сложнее. Часто в нашем подсознании промелькают мысли, о существовании которых желательно никому не знать. Ведь настроение человека изменчиво, еще минуту назад мы думали одно, и вот уже совершенно другое слетает с языка. Во взрослой и самостоятельной жизни важно уметь контролировать огромный поток мыслей, потому что опрометчиво сказанное слово может навредить вашему служебному положению, обидеть друга, а еще хуже, если вы обидите свою девушку.

Подробнее...

Контексты в психологическом консультировании

Приведенные аргументы в пользу смыслообразующей фун­кции контекста имеют весьма важное значение и для психоло­гического консультирования.

Системообразующим основанием выступают личностные контексты клиента, которые определяют смысл и значение конк­ретных ситуаций его жизни и деятельности. Следовательно, зада­ча психологического консультирования состоит в изменении сис­темы смыслообразующих контекстов клиента, которая приводит к возникновению «болезни», в изменении его образа мира и себя в нём. В процессе консультирования после «присоединения» к кар­те мира клиента происходит сбор информации или актуализация и осознание смыслообразующих контекстов и заявленной ситуа­ции как их части с целью выявления отношений клиента (или его личностных смыслов), поиска причин их формирования и полу­чения материала, который в дальнейшем позволил бы изменить соотношение между смыслообразующими контекстами или эле­ментами одного смыслообразующего контекста.

Результатом актуализации, осознания и изменения соотноше­ния смыслообразукяцих контекстов является изменение отноше­ния клиента к травмирующей ситуации или самой ситуации, по­зитивные изменения в клиенте (его когнитивных, эмоциональных и поведенческих характеристик). Изменение отношения субъекта является главной целью интеракционизма и реконструктивной те­рапии, основанной на психологии отношений. Отношение опреде­ляет характер действия или переживания человека по поводу каких- либо обстоятельств и объясняет их. Смыслообразующий контекст представляет собой совокупность внутренних и внешних условий, влияющих на формирование и изменение системы отношений.

Таким образом, если отношение — это условие действий, т.е. то, что определяет реагирование, то контекст — это условия от­ношений, т.е. то, что его определяет. Изменить действия и пере­живания человека можно, изменив его отношение, а изменить отношение можно — изменив контекст.

Изменение ситуационного контекста может изменить отно­шение или систему отношений субъекта. Влияние ситуационного контекста проявляется в том, что каждый индивид в различных контекстах выполняет различные роли, и в том, что в зависимости от ситуационного контекста изменяется его система отношений и поведение. Так, человек, имеющий систему отношений к себе как к грамотному специалисту, чувствует себя уверенно среди коллег своего учреждения, однако его отношение к себе может несколько измениться, если он окажется в ситуации выступления перед ав­торитетным научным сообществом. Т.е., его система отношений к себе как специалисту может в какой-то мере изменяться в зависи­мости от ситуации, в которой он находится.

Любой подход к изучению человека должен учитывать, что его поведение определяется индивидуальными особенностями, ситуацией и их взаимным влиянием друг на друга. Контекст и ситуация связаны таким образом, что в ситуацию включаются не только внешние условия, но и сам действующий индивид и другие люди, с которыми он находится в отношениях общения и меж­личностного взаимодействия. В процессе консультирования, где изменяется, анализ ситуационного контекста и его характеристик (предметных, социокультурных, пространственно-временных и др.) необходим в силу того, что сами характеристики конкретной ситуации влияют на отношение и поведение субъекта.

Понимание между людьми возможно только тогда, когда они общаются в одном контексте: например, если жена обращается к мужу с просьбой, чтобы он больше проводил времени с сыном, который уже достаточно взрослый, чтобы его можно было брать в поездки (жена говорит в контексте матери), муж отвечает, что она хочет за ним следить и для этого приставляет сына (ситуация име­ет для него совершенно иной смысл, поскольку воспринимается в контексте супружеских отношений). Отсутствие необходимой кон­текстуальной информации порождает контекстуальную путаницу: субъект домысливает за другого и, исходя из своей картины мира, делает предположения относительно смысла ситуации, хотя в кар­тине мира другого человека он может быть совершенно иным.

Один из основных вопросов, который встаёт перед психологом- консультантом, — в какой степени учитывать фактор окружения, работать только с личность либо пытаться изменить окружение? Психолог не может непосредственно повлиять на окружение кли­ента, но помощь будет эффективной, если будет учитываться социально-культурный контекст его жизни. Подход к процессу консуль­тирования с позиций изменения смыслообразующих контекстов предусматривает рассмотрение факторов социальной среды, пос­кольку они являются составляющими контекста, оказывают влия­ние на его формирование и изменение. Анализ среды так же важен, как анализ индивидуальности клиента; любая проблема в процес­се психологического консультирования должна быть рассмотрена в контексте взаимоотношений личности с окружающим миром.

Социальная ситуация представляет собой исходный момент для всех динамических изменений личности, и через воздействие на внешнюю среду генеральный путь изменения поведения (JI.C. Выготский). Классическая формула — «поведение есть функция личности и окружения» — была сформулирована К. Левиным. Из­вестно, что отношение к человеку его окружения во многом опре­деляет его развитие. Индивид воспринимает себя как такового не прямо, но посредством частных точек зрения индивидов из той же социальной группы как целого. (М. Мид). В развитии Я-концепции теория «зеркального-Я» подчеркивает значение оценочных реакций других, имитационная теория — условия, при которых человек усваивает характеристики других как свои собственные.

В ситуации консультирования представление индивида о себе, отношение к себе имеют важное значение, поскольку окружающий мир воспринимается через призму Я-концепции, которая во мно­гом определяет отношение человека к различным сторонам этого мира. Вероятно, в отношениях к жизни, семье, работе представле­ны не столько реальные характеристики этих объектов (когнитив- иый компонент отношения), сколько их эмоционально- аффектив­ная оценка как продукт собственной деятельности и собственных достижений (эмоциональный компонент отношения). Поэтому, если отношение к себе не является позитивным, то такими же бу­дут отношения клиента к тем или иным объектам или явлениям, которые в широком смысле могут рассматриваться как результат собственной деятельности и собственных достижений.

Изменение отношения к себе как ведущий внутриличностный механизм психологической коррекции, влияет и на изме­нение других отношений субъекта: к ситуациям, явлениям и предметам внешнего мира.

Существенную роль в психотерапии и консультировании играет также пространственно-временной контекст. Челове­ческое существование имеет форму исторического бытия, ко­торое в отличие от жизни животных всегда включено в исто­рическое пространство и неотделимо от системы законов и от­ношений, лежащих в основе этого пространства. Способность или неспособность интегрировать во времени эмоциональное переживание может рассматриваться как мера душевного здо­ровья или болезни (невроз, мания, меланхолия сопровождают­ся нарушением восприятия времени).

Взаимодействие прошлого или будущего с настоящим яв­ляется центром психической жизни человека. Психологические трудности клиента невозможно понять вне истории, всего кон­текста его жизни, как и без опоры на перспективы жизни данно­го человека наметить программу психологической коррекции.

Различные направления психотерапии расставляют разные акценты в этой взаимосвязи. Психодинамическая терапия ори­ентирована на прошлое — в нём она видит источник проблем субъекта, с прошлым она работает над их решением; единс­твенной реальностью, в которой работает гештальттерапия, является настоящее: прошлого уже нет, а будущее ещё не насту­пило; для логотерапии, значимым является будущее, она видит источник проблем человека в отсутствии смысла жизни, а за­дачу психотерапии в его поисках; то же — для гуманистической психологии с её верой в возможности самоактуализации и раз­витие каждой личности в будущем. Рассмотрение консульти­рования с позиций изменения смыслообразующих контекстов клиента позволяет выявить следующие особенности работы с временным контекстом. Сначала психолог выясняет, какой личностный смысл имеет для клиента заявленная им проблема и каково его отношение к этому в настоящем. Для выявления причин возникновения данного отношения и работы с ними психолог обращается к прошлому клиента. Из контекстов про­шлого и настоящего актуализируются и осознаются состав­ляющие смыслообразующих контекстов, что позволяет затем изменить их соотношение, в результате чего измениться и от­ношение клиента. В конце консультирования психолог может зафиксировать это изменение отношения (его основных ком­понентов: познавательного, эмоционального, поведенческого).

Поскольку это ещё не даёт уверенности в том, что изме­нения у клиента будут иметь место и в его реальной жизни, а именно ради этого проводится консультирование, необходи­мо обращение к будущему клиента. Психолог, как это делают представители и других подходов к консультированию, вместе с клиентом обсуждает, что тот будет делать, когда и какие конк­ретные шаги предпринимать, как в связи с этим изменится его жизнь, как на эти изменения будет реагировать его окружение. Это способ помочь человеку принять изменения, действовать в соответствии с ними и быть готовым к последствиям перемен.

Переструктурирование (как непосредственно процесс из­менения контекста или изменения смыслообразующих кон­текстов) изменяет качество восприятия клиентами ситуации их жизни. Техника переструктурирования (рефрейминг), по­нимаемая как изменение смысла ситуации без изменения ле­жащих в её основе фактов, как конструирование позитивного мировоззрения, использовалась многими выдающимися пси­хотерапевтами - М. Эриксоном, Д. Хейли, В. Сатир, А. Мас- лоу, К. Роджерсом, С. Минухиным, В. Франклом, Д. Келли — и целыми психологическими направлениями — гуманисти­ческим, адлерианским, логотерапией, нейролингвистическим программированием, когнитивно-бихевиоральным.

Переструктурирование контекста — это изменение самой си­туации или её окружения, при этом изменение ситуации влечет за собой изменение того, что находится вокруг неё, и изменение ок­ружения изменяет ситуацию. В целом это и есть изменение смыс- лообразующего и личностного контекста, потому что и ситуация и смыслообразующий контекст являются взаимосвязанными и взаимозависимыми частями целого — личностного контекста.

Обобщая всё вышесказанное, можно выделить следующие основные моменты, связанные с контекстным подходом в пси­хологическом консультировании:

  1. Внешний контекст «преломляется» через внутренний (внешние причины действуют через внутренние условия). Смыслообразующие контексты существуют в пространстве внутреннего и внешнего контекстов, они имеют отношение к ситуации (или обобщенному классу ситуаций).
  2. Соотношение контекста и ситуации образуют следующую систему: личностный контекст — смыслообразующий контекст — отношение (установка) — ситуация (явление) — поведение (мышле­ние, состояние). В ситуации психологического консультирования психолог воздействует на внутренние условия, результатом юз- действия является коррекция картины мира клиента, которая уже по-другому будет опосредовать реальность. В психологическом кон­сультировании с позиций контекстного подхода такое воздействие заключается в изменении смыслообразующих контекстов, которые создают в сознании клиента иную субъективную реальность.
  3. В процессе изменения смыслообразующих контекстов можно выделить стадии: актуализации и осознания смыслооб­разующих контекстов (их различных составляющих); измене­ния соотношения смыслообразующих контекстов (или состав­ляющих одного смыслообразуюшего контекста).
  4. Особенностями каждой стадии являются: а) на стадии ак­туализации и осознания смыслообразующих контекстов происхо­дит сбор информации о заявленной клиентом проблеме, её при­чинах, других данных, необходимых в дальнейшем для перест­руктурирования. Фокус-анализ сбора информации и переструк­турирования определяются особенностями психолога, клиента, ситуации, б) на стадии изменения соотношения смыслообразую­щих контекстов происходит переструктурирование информации, изменение соотношения различных составляющих контекстов.
  5. Результатами различных стадий являются:

-           стадии актуализации и осознания смыслообразующих контекстов - выявление отношения (смысла) ситуации для клиента, получение необходимой (чаще всего позитивной) ин­формации для переструктурирования;

-           стадии изменения соотношения смыслообразующих контекстов — изменение отношения (смысла) ситуации для клиента или самой ситуации, следствием чего является измене­ние картины мира клиента, системы его отношений, позитив­ные когнитивные, эмоциональные, поведенческие изменения.