1. цель обучения (для чего учить);
2. содержание учебной информации (чему учить);
3. методы, приемы обучения, средства педагогической коммуникации (как учить);
4. преподаватель;
5. учащийся .
Педагогический процесс есть способ организации воспитательных отношений, заключающийся в целенаправленном отборе и использовании внешних факторов развития участников.
или
Педагогический процесс - это специально организованное, целенаправленное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение развивающих и образовательных задач.
Законы педагогического процесса:
Закон социальной обусловленности целей, содержания и методов обучения. Он раскрывает объективный процесс определяющего влияния общественных отношений, социального строя на формирование всех элементов воспитания и обучения. Речь идет о том, чтобы, используя данный закон, полно и оптимально перевести социальный заказ на уровень педагогических средств и методов.
Закон взаимообусловленности обучения, воспитания и деятельности учащихся. Он раскрывает соотношение между педагогическим руководством и развитием собственной активности обучающихся, между способами организации обучения и его результатами.
Закон целостности и единства педагогического процесса. Он раскрывает соотношение части и целого в педагогическом процессе, обусловливает необходимость гармонического единства рационального, эмоционального, сообщающего и поискового, содержательного, операционного и мотивационного компонентов в обучении.
Закон единства и взаимосвязи теории и практики в обучении.
Закон единства и взаимообусловленности индивидуальной и групповой организации учебной деятельности.
Закономерности обучения, рассматриваются как выражение действия законов в конкретных условиях, - это объективные, существенные, устойчивые, повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения.
Общие закономерности педагогического процесса (процесса обучения):
1. Закономерность цели обучения
Цель обучения зависит от:
-
уровня и темпов развития общества;
-
потребностей и возможностей общества;
-
уровня развития и возможностей педагогической науки, и практики.
2. Закономерность содержания обучения
Содержание обучения (образования) зависит от:
-
общественных потребностей и целей обучения;
-
темпов социального и научно-технического прогресса;
-
возрастных возможностей;
-
уровня развития теории и практики обучения;
-
материально-технических и экономических возможностей учебных заведений.
3. Закономерность качества обучения
Эффективность каждого нового этапа обучения зависит от:
-
продуктивности предыдущего этапа и достигнутых на нем результатов;
-
характера и объема изучаемого материала;
-
организационно-педагогического воздействия обучающих;
-
обучаемости учащихся;
-
времени обучения.
4. Закономерность методов обучения
Эффективность дидактических методов зависит от:
-
знаний и навыков в применении методов;
-
цели обучения;
-
содержания обучения;
-
возраста учащихся;
-
учебных возможностей (обучаемости) учащихся;
-
материально-технического обеспечения;
-
организации учебного процесса.
5. Закономерность управления обучением
Продуктивность обучения зависит от:
-
интенсивности обратных связей в системе обучения;
-
обоснованности корректирующих воздействий.
6. Закономерность стимулирования обучения
Продуктивность обучения зависит от:
-
внутренних стимулов (мотивов) обучения;
-
внешних (общественных, экономических, педагогических) стимулов.