Человек в его целостности – это и есть фундамент антропологического подхода и одновременно гуманитарности. В основе обоих слов – «гуманитарность» и «антропология» находится слово «человек». Можно сказать, что антропология знания то же самое, что и его гуманизация – и в этом смысле «антропологический поворот» в современной науке как нельзя лучше отвечает образовательной стратегии.
Настоящее время возникновения философской антропологии относят к 20-началу 21 века (Шелер, Плеснер, Гелен). Особенности 20 в. (фашизм, нацизм, войны, феномен «народной массы»; общественное выше личного, нет свободы личности) – антропологический поворот – философско-антропологический подход (антропологизм – поворот человека на личность; человек рассматривается в контексте внутренне присущих человеческому существованию сфер и факторов; человек формирует бытие, его типологию и сущности формы).
Предмет философии антропологии - смысл бытия, понимания, общения; рассматривает человека в конкретной ситуации – культурно-исторической, психоаналитической, экзистенциальной.
Философско-антропологический подход как методологическое основание современного социально-гуманитарного знания задает конкретным наукам посылки (антропологические знания).
Например, в социологии все безусловное внимание уделяется изучению феномена повседневности. Повседневная жизнь – жизнь людей в привычных общественных ситуациях, которая характеризуется понятностью происходящего, упорядоченностью, прагматичностью, нерефлексивностью знания. Проблема повседневности становится одной из центральных проблем всего гуманитарного знания. Человек – ансамбль человеческих отношений – идеал создания концепции целостного человека; человек хочет измениться и изменить мир под себя.
Мир человека:
- - религиозные представления, самосознание, общественные ценности;
- - общественные отношения, разделение труда, адаптация человека, деятельность;
- - принцип индивидуализации (чувственные отношения человека, эмоции, течение жизни, индивидуальность человека);
- -персонализация (жизненный порыв, переживания, настроение, совесть, чувство солидарности).
Функция – человек – особая антропологическая ценность – измерения специфических человеческих проявлений.
Фил. антропологии как методология учит идти от многомерного единства к ситуациям – одиночество(?) человека.
Антропологическая философская концепция сущности человека – общественный человек, деятельностный человек, индивидуальный человек, религиозный человек. Человек, в отличие от животных, может освободить себя от давления биологических потребностей. У человека есть внутреннее «Я», самосознание, самоидентичность, интеллект, духовность. «Вторая природа» человека – мир культуры (организационная деятельность и коммуникация). Человек может выжить только в культуре.
Главное в философии антропологии – отказ от биологизаторских концепций сущности человека, подчеркивание духовной и творческой основ человека и общества.